- Почему ребенок не выговаривает букву “р”
- Как самостоятельно, без логопеда, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку?
- Упражнения для растяжения уздечки языка
- Подведем итоги
- Как поставить звук “р” в домашних условиях
- Правильная обстановка для занятий
- Легкие упражнения на каждый день
- Упражнения для фонематического слуха
- Подготовка артикуляционного аппарата
- Причины неправильного произношения
- Проблемы с речевым дыханием
- Нарушения слуха
- Недостаточное развитие органов речи
- Индивидуальное строение уздечки
- Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет.
- Возможные причины проблемы
- Как научиться выговаривать букву «р»
- Гимнастика для губ
- Упражнения логопеда для буквы “р”
- Процесс коррекции речи
- Почему дети плохо рычат
Почему ребенок не выговаривает букву “р”
Звук «р» долгое время звучит некорректно и поэтому относится к труднопроизносимым. Чтобы овладеть им, голосовой аппарат должен быть хорошо развит. Поэтому до 5-6 лет, пока идет этот процесс, также постепенно осваивается правильная артикуляция звука «р.
Произношение считается неправильным, когда:
- звук «р» пропускается (рука — _ка, паровоз — steam_lovoz);
- заменяется звуками, доступными для произношения «л», «г», «у» (красный — холодный, карандаш — кагандаш, дерево — деево);
- произносится при вибрации губ и щек или гортанно.
Букву «р» ребенок начинает произносить в возрасте 5-6 лет. Если этого не произошло, причины могут быть следующие:
- Недостаточная длина уздечки. Он не позволяет языку достигать неба перед верхними резцами и издавать яркий звук. В этом случае хорошие результаты дает массаж уздечкой, специальные упражнения, иногда показано хирургическое вмешательство.
- Артикуляционный аппарат недоразвит. Сидячие мускулы лица и ленивый язык не справляются с трудным звуком. Гримасничать и гримасничать неплохо: улыбнитесь до ушей, сложите губы трубочкой, высуньте язык в свое отражение в зеркале. Активные движения этого типа развивают органы речи и делают более четким произношение звуков.
- Неправильное дыхание. Существующие заболевания дыхательной системы не позволяют создать мощный поток воздуха для «грозного грохота». Сочетание физических и языковых упражнений помогает преодолеть это препятствие на пути к заветному «р» клину”.
Посещение логопеда позволит выявить причину нарушения и принять меры по ее устранению. А потом без промедления приступайте к работе и наверстываете упущенное. Кстати, заниматься лингвистической гимнастикой можно постепенно с 3-х лет, так что к 5-6 годам, когда ребенок должен сказать букву «р», трудности с ее произношением у вас прошли.
Как самостоятельно, без логопеда, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку?
До свидания!
Ваш вопрос можно разделить на два: 1) можно ли самостоятельно научиться произносить звук P (т.е звук, потому что мы произносим звуки, а пишем только буквы)? 2) если да, то как?
Давайте разберемся:
- На первый вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от причины появления такого дефекта речи, как ротацизм («слюнотечение» во всех его проявлениях). Если вы проанализируете свою речь и поймете, что вы только неправильно произносите этот звук и других проблем с речью нет, то, скорее всего, речь идет о таком расстройстве речи, как дислалия (нарушение звукового произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (проведение нервные импульсы) речевого аппарата, т е рта). Если вы заметили частые «косы», быструю утомляемость за языком, то можно говорить о таком расстройстве речи, как дизартрия (нарушение произношения стороны речи из-за недостаточной иннервации речевого аппарата). Проверить наличие дизартрии можно самым простым способом: положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, не зажимать язык зубами или губами, рот должен быть открыт. Считаем до 10-15. Если вы заметили, что ваш язык «дрожит» и не может все время удерживать это положение, знайте, что вы испытываете тремор (такое же «дрожание» языка) и у вас дизартрия. В целом, эти два речевых расстройства являются наиболее распространенными, при которых люди обращаются к логопеду за помощью в исправлении вращательного движения. Поэтому мы их рассмотрели.
- Ответ на второй вопрос будет основан на первом. Если у вас дислалия, то нужно сделать артикуляционную гимнастику (гимнастику для языка), поставить звук и автоматизировать (вставить звук в слово). Если дизартрия осталась, нужно будет сделать логопедический массаж языка, артикуляционную гимнастику, поставить звук и снова автоматизировать.
Артикуляционная гимнастика на звук П включает в себя следующие упражнения:
- «Забор» (широко открытая улыбка (с зубами))
- «Хоботок» (вытянуть губы трубочкой вперед, как хобот слона)
- «Игла» (острый язычок вытяните вперед)
- «Свинг» (кончик языка приподнять вверх (за передними верхними зубами) и опустить вниз (поставить за передние нижние зубы))
- «Парус» (положить язык на бугорки за передними верхними зубами)
- «Лошадь» (щелкни как лошадь)
- «Гриб» (это упражнение является первой частью «Лошади». Язык прилипает / прилипает к небу и не отпускает)
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:
- Продолжительность исполнения 15-20 минут
- Рекомендуется делать это два раза в день
- Продолжительность каждого упражнения не менее 1 минуты
- Следите за четкостью происходящего
Как вы понимаете, артикуляционная гимнастика для взрослых ничем не отличается от детской.
Настройка звука R выполняется несколькими способами:
- Для имитации: потренируйтесь «Грибок» + сильно подуйте по нему (должно получиться что-то вроде тррр); с силой произнести DDDD и подуть на язык (получаем drrr); быстро произнести TD-TD-TD и подуть на язык (тррр)
- Механически: произносим DDD . и водим кончиком языка палкой для ванны (кончик палочки подставляем под язык и быстро двигаем рукой вправо-влево). Если не получается засунуть палочку под сам кончик языка, переместите связку под язык (быстро, но осторожно!); ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ . и снова шевелим язычком палкой. Если у вас нет палочки для ванны, вы можете использовать свой (ЧИСТЫЙ!) Палец.
После того, как язык поймет, что такое вибрация, можно переходить к автоматизации звука. Обычно это начинается с работы над открытыми слогами, такими как «РА-РО-РУ-РЫ-РЕ» и т.д.
Повторяйте это, пока они не получатся такими, как вы хотите. В первой паре вы можете помочь себе со звуком и произнести TRA-TRO-….
Как только прямые слоги становятся отличными, мы переходим к обратным, например, AR-OR-UR-NR-….
Далее следуют слоги слияния (два или три согласных звука рядом друг с другом), такие как DRA, MRA…
Когда работа над слогами завершена, переходим к словам с нужным нам звуком. Мы доводим их до совершенства.
После слов, конечно же, идут предложения. А вслед за ними предложения.
В интернете советую найти фразы и скороговорки на звук R. Вы также можете запомнить специальные логопедические рассказы, насыщенные этим звуком (фонетические рассказы).
Что касается массажа при дизартрии, то если он у вас есть, в интернете достаточно материала (лучше посмотрите видео). Главное — согреть язык, ведь это мышца. Сделать это можно руками, зубной щеткой, надетой на лопатку соской (врач).
Наиболее доступный фотоматериал по артикуляционной гимнастике можно найти в книге Косиновой «Гимнастика для развития речи».
Упражнения для растяжения уздечки языка
При короткой уздечке языка логопеды рекомендуют в первую очередь растянуть ее с помощью массажа и упражнений на суставы. Их можно выполнять в игровой форме, а при правильном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, что консервативный метод растяжения уздечки эффективен у детей до 5 лет.
- Перейдем к носу
Дотянуться до кончика носа — задача не для всех, но вы можете устроить соревнование, чтобы увидеть, кто станет сильнее. Кончик языка должен быть поднят как можно выше. Повторяйте упражнение 5-7 раз в день.
- Как котенок
Ребенок видел, как котята лижут молоко? Поощряйте ребенка попробовать лизать что-нибудь вроде домашнего кота. Например, сгущенка на тарелке. Это отличное действие для удлинения уздечки.
- Легкий массаж
Массаж подъязычной уздечки с целью ее растяжения выполняет взрослый человек. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того как логопед продемонстрирует методику растяжения уздечки с помощью массажа. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка. Чистыми пальцами (большим и указательным) взрослый осторожно берет уздечку под язык и выполняет массирующие движения. Допускается легкое натяжение уздечки вверх. Массаж выполняется 2 раза в день по 3 минуты.
Подведем итоги
Проблема произнесения «П» довольно распространена. Причин тому множество, в основном из детства, в нашей статье мы расскажем, как научиться произносить букву П, как понять причины захоронения и дадим несколько полезных советов.
Если вы не произносите букву П, а так уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно переквалифицироваться. Конечно, чем старше вы становитесь, тем дольше это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда воспринимается лучше, чем неполноценный.
Также, если он хочет работать там, где нужно много разговаривать. Конечно, он скорее всего пойдет на занятия к логопеду, но не у всех есть время на регулярные посещения. Поэтому существует несколько способов научиться произносить букву П в домашних условиях, не обращаясь к врачу. Главное — регулярность. Чем больше времени вы потратите на упражнения, тем быстрее вы добьетесь успеха. Вы должны уделять не менее 15 минут в день.
Как поставить звук “р” в домашних условиях
Как научить ребенка произносить букву «р» в домашних условиях? Несмотря на желание быстро поставить звук «р» и научиться его произносить за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором вы сможете построить четкое звучание речи вашего малыша по кирпичику. И для соблюдения этих условий не забывайте об эмоциональной составляющей: ваша задача сделать логопедические упражнения на звук «р» увлекательной игрой и подарить всем участникам хорошее настроение.
Затем приступайте к упражнениям на произнесение буквы «п» с разминки:
Ниже приводится основная часть настройки звука «р» у детей, в которой можно выделить три стадии:
- «П» звучание автономно;
- «П» в слогах и словах;
- «П» в связной речи.
Поставим звук «p», используя один из вариантов:
- Продолжайте тянуть «дддддддд» и не высуньте язык из неба. Когда он вибрирует с сильным выдохом, он будет звучать «ддд-ррр». Затем он переходит в слоги «дра», «дро», «дру» с твердым «р». Итак — к словам с этими слогами (дрова, дружба, драма) и к звуку «тр» (работа, путь, путь). Когда эти техники будут хорошо отработаны, удалите «д» и «т» и научитесь произносить звук «р» без них: град, ловля, журавль, таран, город, корова, забор, топор.
Если вы не можете произнести «r», в непрерывной фазе «d» вы можете осторожно протолкнуть язык ребенка глубоко в рот, например, палочкой для мороженого, или покачать им в середине языка. Звук «ддррр» должен работать! А дальше — уже слоги и слова.
- Если у ребенка четкий и отчетливый звук «г», вы можете научить ребенка произносить букву «р» с помощью этого метода. Жужжание громкое, громкое, при этом просовывая язык глубже. Получается короткий звук «р». Практикуйтесь несколько раз, затем переходите к слогам и словам, начинающимся с «zp», затем отбрасывайте «g» и работайте с «p», как описано выше.
- Чтобы научиться произносить «p», попросите ребенка произносить «ssss» на выдохе, затем вдохните через рот, прижимая язык к нёбу возле верхних зубов. Появляется необходимая вибрация и звучит «р». А дальше — тот же алгоритм: этот звук по слогам и в начале, в середине, в конце слова.
- Вы можете составить оператор «p» из «p». Учитывая, что мягкий звук «ррр» — это хит, получите его устойчивую вибрацию «рррр» и преобразуйте ее в звук «ррр». Затем потренируйтесь как в слогах, так и в словах.
Имитация явлений окружающего мира, например, рыка тигра, шума работающего двигателя самолета или двигателя трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.
Чтобы поставить звук «р» и закрепить свой результат, выполняйте упражнения на автоматизацию звука: разучивайте и произносите скороговорки, детские стишки и фразы.
Утверждение мягкого звука «pb» производится после исправления произношения жесткого «r». Упражнения на произнесение буквы «р» в этом случае представляют собой чистые предложения с мягкой «р”:
Скороговорки отлично подходят для добавления мягкого «р” :
Правильная обстановка для занятий
Лучше потренироваться перед зеркалом, чтобы увидеть, как будут работать ваши губы и язык. Следите за правильным выполнением упражнения
Если вы учите ребенка звуку «р», вам нужно проводить уроки в игровой форме. Потренируйтесь 10-15 минут, согните друг друга, делайте перерывы, комментируйте все упражнения.
Легкие упражнения на каждый день
Первый ответ на вопрос, как избавиться от подтеков, — ежедневно делать легкие и простые упражнения. Всего 2 минуты в день на каждое упражнение, и через неделю вы увидите значительный прогресс.
Первый шаг — направить все усилия на исправление произношения буквы р. Сразу скажу, что это будет непросто, поэтому наберитесь терпения и сдержанности. Логопед подскажет, в чем причины неправильного произношения буквы «П». Например, наиболее частой причиной является произношение горловой «П». Чтобы решить эту проблему, вам необходимо выполнить ряд следующих упражнений:
- Открываем рот, улыбаемся и стараемся «почистить» верхний ряд зубов изнутри. Перемещайте языки справа налево и наоборот.
- Открываем рты и кладем язык на нижнюю губу. Необходимо непрерывно произносить букву «ф». В этом случае поток воздуха должен быть плотным.
Даже с этими двумя упражнениями вы сможете правильно расположить язык, произнося букву p. Так что остается только довести произношение этого сложного звука до автоматизации.
Сделайте следующие упражнения:
- Поднимаем язык и ударяем им по бугорку за зубами. В этом случае необходимо постоянно произносить букву «д». Через некоторое время попробуйте произнести букву р. Чтобы усложнить задачу, попробуйте сказать «дыра» 5 раз. И самое сложное: убрать букву «д» и просто сказать «ррр».
- Затем широко откройте рот и поддержите нижнюю челюсть. Используйте язык, чтобы облизывать верхнюю губу как можно дольше (не менее 5 минут). Следующим шагом будет снова открыть рот и приложить язык к нижней губе. В этом случае вы должны произнести букву «ф».
- Неоднократно произносите слова на букву р: рысь, рыбак, работа, штурвал, маяк, горы, перо, трактор и другие.
- Последнее упражнение — это скороговорка на букву «р». Благо, скороговорок для детей и взрослых существует огромное количество. Начните с самых простых стишков и постепенно переходите к более сложным.
Можно ли исправить проблемы с речью с помощью таких несложных упражнений, может сказать только опытный логопед. Он точно знает, почему у вас текут слюни и как с этим бороться.
Упражнения для фонематического слуха
Фонематические нарушения слуха определяет логопед. Способность правильно определять звуки в речи развивается примерно в 5 лет, ошибки до этого возраста — нормальное явление. Конечно, эти сроки зависят от степени развития конкретного ребенка.
Фонематические нарушения слуха требуют постоянного внимания со стороны родителей и логопеда, их необходимо корректировать, иначе в будущем ребенку будет сложно научиться читать и писать, он будет отставать в учебе. Часто на исправление таких ошибок уходит много времени. Следующие упражнения помогут справиться с такими нарушениями.
- Захватите звук. Попросите вашего ребенка хлопать в ладоши, когда он слышит определенный звук, например P, а затем он издает серию звуков, например, этот: ARTLBCGRZ и так далее с другими звуками. Когда ребенок успешно «улавливает» определенные звуки, попробуйте выполнить более сложную версию того же упражнения, но произнесите слова, например: ШКОЛА РТА ЛОШАДЬ МАРК КОВА СКУОН. Учтите, что звук и буква — разные вещи, например, в слове «НОЖ» присутствует звук Ш, а не Ж.
- «Исправьте слово». Вы правильно и неправильно называете слова, и ребенок должен хлопать в ладоши, когда слово произносится правильно. Например: РЫБА ЛИБА ГИБА РЫБА.
- «Назови слова». В этом упражнении попросите ребенка назвать слова с определенным звуком в начале, в середине, в конце: P в начале — рот, рука, рыба; П в середине — корова, корабль, карусель, П в конце — двор, топор.
Подготовка артикуляционного аппарата
В коррекционных классах подготовительный этап посвящен работе с артикуляционным аппаратом. Выполняются упражнения для растягивания подъязычной связки, подъема верхнего языка, согревания губ и челюсти.
Задачи по подготовке артикуляционного аппарата к работе:
- «Свинг»: откройте рот, потянитесь языком поочередно к носу и подбородку.
- «Лошадь»: медленно и сильно щелкайте языком, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка»: держите широкий кончик языка вдоль верхней губы вперед и назад, не отрывая язык. Одновременно произнесите «BL-BL-BL».
Причины неправильного произношения
Серия художественных упражнений.
Формы ротацизма:
- Искаженное произношение.
- Отсутствие звука в речи ребенка.
- Замена одного звука другим.
Причины:
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционной системы: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, неправильный прикус, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Ритм прерван, согласованность вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос во время произношения горла. Дефекты вызваны изменением мышечного тонуса, ограниченной подвижностью мышц гортани, мягкого неба, голосовых связок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в повседневных ситуациях, отсутствует обучение грамоте. Взрослые сознательно имитируют его произношение, меняя звуки, не исправляют неправильный звук. Дошкольники не читают литературных произведений, не ведут с ним длительных бесед.
- Фонематическое нарушение слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, неправильно понимает чужую речь.
Проблемы с речевым дыханием
Голосовое дыхание — основа звука речи. Он отвечает за голосовые и артикуляционные функции. Голосовое дыхание — это способность человека делать короткие глубокие вдохи и распределять воздух на выдохе, одновременно издавая различные звуки. Вдох в 5-8 раз короче выдоха. В долгой поездке слово формируется. При правильном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или при остаточном выходе, делают вдох перед произнесением каждого слова. Это влияет на правильное произношение. Если ребенок не произносит «П», то работу по коррекции следует начинать с дыхания.
Нарушения слуха
Фонематический слух — это способность различать, анализировать и различать слышимые фонемы. С самого рождения младенцы изучают родной язык путем подражания. В 4 года дошкольник выработал технику произнесения всех звуков, кроме звучных.
Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходимо сразу после обнаружения исправлять дефекты.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут выполнять самостоятельно:
- Взрослый называет серию звуков, и ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загадку.
- Взрослый хлопает в ладоши или постукивает карандашом в темпе, который ребенок должен повторять.
- Взрослый диктует звуковые комбинации, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает изображения, ребенок выбирает те, в которых есть скрытый звук.
- Взрослый правильно и неправильно называет слова, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Автоматика буквы «Р».
Недостаточное развитие органов речи
Незрелость речевой системы — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Голосовой аппарат состоит из 2-х отделов: центрального (отделы головного мозга) и периферического (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Заболевания головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционной системы устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.
Индивидуальное строение уздечки
Укороченная уздечка, аномалии ее положения — дефект ротовой полости, возникающий в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту растягивается подъязычная связка с помощью логопедических упражнений и средств.
Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет.
Внимание, я не логопед и не знаю, правильно ли я все сделала. Мне это помогло, а это самое главное!
Если быть более конкретным, я начал исправлять подтеки в апреле, когда мне было еще 24 года.
Я подошел к этому вопросу со всей ответственностью и сильно разозлил жену, но спасибо за терпение.
С чего я начал? Люди, которые вступают во взрослую жизнь, когда думают, тоже вырываются. Только не обманывайте себя и не говорите, что это не так. Правильно 🙂 Ведь когда мы думаем, мы пытаемся сказать что-то о себе своим голосом. А для человека, не умеющего произносить П, даже невозможно представить, как бы это звучало из его уст.
Итак, первым делом нужно было избавиться от слюни в голове. Это просто психологический момент, на который я потратил целый месяц. Звучит странно и забавно, но это помогло в будущем не запутаться между буквой «P» в горле и «P», произносимой правильно. Хотя первый месяц я все еще был в замешательстве, но когда я начал правильно разговаривать с людьми, я очень быстро забыл о букве «П» в горле, примерно через неделю.
Потом я стал пытаться перенастроить артикуляционный аппарат для произношения Р. Я сделал это через Дж. Это тривиально дома, при общении произносил вместо слова Гггосия (Россия), Джосия, Габота трансформировалась в Жабот и так далее. На это у меня ушло около двух недель.
Тогда я перестал страдать от ерунды и начал много работать. Это было уже ближе к концу мая 2017 года.
Май 2017: пытаемся поставить дома изолированный звук P (не получилось).
Кстати, если вы еще не блендировали и в голову приходит мысль: ну, это так просто произносить П! Что здесь сложного? Это нормально. У жены была такая же мысль. Она очень чисто произносит все звуки русского алфавита, я попросил ее открыть рот и попробовать произнести звук R. Забавно! Но с другой стороны, я четко видел, как должен произноситься этот звук.
И этот звук появляется из-за вибрации кончика языка о зубы и фиалки. Я пробовал то и это, но со временем сам язык нашел правильную позицию для произношения R. Вы думали об этом? Для меня это положение между резцами и альвиолами. В центре.
Я спросил ее, как ты это делаешь? Ответ, конечно, убил меня: сам по себе я даже не могу это объяснить.
Забегая вперед, скажу, что вам потребуется 1000–5000 часов тренировки мышц языка. Кончик языка должен вибрировать даже при слабом вдохе. Единственный путь. Только через боль и тренировку (ага) я получил звук R. Я крутил язык, прикусил его, причесал его, сделал интернет-упражнения и так далее. Кроме того, необходимо помнить о потоке воздуха, он должен быть направлен в сторону кончика языка. Что ж, после 100 уроков она будет у вас на автомате:)
Возможные причины проблемы
- Основная причина — слабость артикуляционной системы. Эта проблема «лечится» различными упражнениями на артикуляцию, движения губ, языка и не только специальными упражнениями на произнесение того или иного звука, но и простыми гримасами. Если ребенок активно морщится и морщится, в процессе такой игры тренируются язык, губы и мимические мышцы.
- Индивидуальные особенности уздечки языка (подъязычной связки), например, когда она слишком короткая, также могут мешать правильному формированию звуков. Только врач может определить, насколько длина уздечки соответствует норме. Если она короткая, то в большинстве случаев ее можно растянуть с помощью специальных упражнений. Сейчас к этому варианту склоняются логопеды, постепенно отказываясь резать уздечку, за исключением некоторых случаев.
- Еще одна причина — неразвитость фонематического слуха — способность различать звуки (фонемы) любого языка. Это не имеет ничего общего с физиологическим слухом, то есть с самой способностью слышать звуки: ребенок не может правильно определить, какой звук издает другой человек, и, следовательно, ошибается при произнесении слов.
- Фонематический слух развивается постепенно, в частности, помогает общение с родителями, чтение ребенку вслух, заучивание стихов. Но иногда фонематический слух нарушается, поэтому ребенок плохо различает звуки слова, которое он слышит. В частности, заикание, когда родители имитируют речь детей, вредно для правильного развития фонематического слуха. Младенцы могут путать громкие и глухие, жесткие и тихие звуки, R и L также можно спутать с некоторыми другими. Здесь тоже помогут упражнения, о которых мы поговорим ниже.
- Неправильное голосовое дыхание также может привести к тому, что ребенок не произносит Р. Это может быть вызвано как привычкой, так и различными патологиями, например, хроническим ринитом, увеличенными аденоидами, сердечно-сосудистыми заболеваниями и нарушениями иммунной системы. Следовательно, если есть такие проблемы со здоровьем, их нужно решать.
Как научиться выговаривать букву «р»
- Хорошо помогут скороговорки, в которых часто повторяется звук «р», повторяйте их по несколько минут каждый день.
- Вы также можете взять и произнести серию слов, содержащих букву «р». Например: трактор, работа, пророк, стрекоза, приговор и т.д.
- Сделайте какую-нибудь гимнастику для языка. Постарайтесь изо всех сил дотянуться кончиком языка до носа, затем на подбородке, удерживая язык в напряжении несколько секунд.
- По возможности открывайте рот, челюсть должна быть плотно сжатой. В этом положении постарайтесь дотянуться до неба кончиком языка. Зафиксируйте это положение на 10 секунд.
- Как ни странно, изучение разговорного английского очень помогает. Специфическое произношение английского звука «p» невольно заставляет поставить язык в нужное положение и незаметно удлиняет «уздечку». Итак, приступайте к изучению английского: убейте двух зайцев одним выстрелом.
- Запишите свои упражнения в первый день, а затем через неделю и сравните их. Так будет понятно, есть ли динамика процесса. Если после месяца занятий нет заметных эффектов, не стесняйтесь обращаться к специалисту. Грамотный логопед точно знает, как научиться произносить эту букву, и подберет для вас индивидуальное лечение, ведь каждый пациент уникален.
Не отчаивайтесь, если природа преподнесла вам эту небольшую неприятность. Исправить это довольно просто. Безмолвная настойчивость и терпение, и перед вами откроются те двери, которые ранее были закрыты.
Гимнастика для губ
В комплекс входят 3 упражнения:
- «Давайте улыбаться!» Мальчик улыбается, обнажая все зубы. Продолжительность подхода 5 секунд.
- «Трубка». Есть 2 варианта этого упражнения. Студент растягивает губы, имитируя трубку, беззвучно «проигрывает» звук «у» или смыкает зубы и слегка вытягивает губы вперед, образуя квадрат.
- «Двери открываются». Ребенок медленно открывает рот так, чтобы между зубами обеих челюстей оставалось расстояние 10 мм.
Затем он улыбается, показывая зубы.
Упражнения логопеда для буквы “р”
Как научить ребенка произносить букву «п», если выявлены причины ее неправильного звучания?
При недостаточной длине уздечки пригодятся следующие упражнения:
- протягиваем язык к носу, стараемся, ведь это непростая задача; повторяем несколько раз в течение дня;
- превращаемся в питомца и пытаемся слизывать молоко из миски.
Также положительно скажется легкий массаж уздечки языка указательным и большим пальцами, небольшая растяжка по 2-3 минуты 2 раза в день, если вы собираетесь научить ребенка говорить «р» в домашних условиях.
Если речевой аппарат ребенка недостаточно развит, очень полезными будут простые упражнения, тонизирующие лицевые мышцы и облегчающие произношение сложных звуков:
Для правильного произношения буквы «р» вам потребуются легкие и веселые дыхательные упражнения”:
Чтобы научить ребенка букве «п», необходимо следовать рекомендациям специалиста и вместе работать над проблемой — неправильно произнесенный звук со временем исправить станет сложнее.
При выполнении детям упражнения с буквой «р» для получения этого звука часто используют логопедический зонд. Этот инструмент механически воздействует на язык, отталкивая его или создавая вибрацию, тем самым исправляя сустав. Вы можете получить их в ближайшей аптеке или используя доступные инструменты, например палочку для мороженого.
Процесс коррекции речи
Как мы уже говорили, процесс исправления произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, в основе подготовительного периода лежит совместная гимнастика для губ и языка. Он дал понять, что нужно делать совместные упражнения каждый день по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для настройки звука «р»:
- «Чистим зубы» — губы улыбаются, при широком кончике языка нужно имитировать движения, как при использовании зубной щетки. И вот он «чистит» верхние зубы.
- «Очистим небо»: нужно делать движение вперед-назад широким языком.
- «Гриб»: ребенок сосет язык у неба.
- «Гармошка» — язык находится в положении «Гриб», а нижняя челюсть должна двигаться вверх и вниз.
- «Лошадь»: ребенок имитирует шум копыт. Хлопать в ладоши нужно медленно, а язык должен быть широким. Важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Пулемет или барабанщик»: губы в положении улыбки. Быстро и многократно повторяйте звук «Ддд», плотно прижимая кончик языка к зубам для получения отчетливого звука.
- «Свинг» — надо открыть рот, высунуть язык и протянуть его то к носу, то к подбородку.
- «Удар» — рот закрыт, губы сомкнуты. В этот момент кончиком языка нужно сильно прислониться к той или иной щеке.
Следующим этапом в настройке правильного произношения звуков является формирование голосового дыхания. Это очень важный нюанс, так как именно дыхание речи отвечает за формирование голоса и артикуляционные функции. Если дыхание правильное, малыш говорит четко и красиво.
«Чтобы сформировать сильный выдох изо рта, можно использовать следующие упражнения: потушить горящую свечу, подуть через трубку для коктейля в воду (чтобы вода закипела), сдувать карандаш или ватный тампон со стола, выдувать мыло пузыри и надувные шары».
Говоря об этом этапе, логопед рассказал о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:
- первый метод основан на упражнении «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык находится в правильном положении, ребенок с силой выдыхает кончиком языка. При сильном выдохе должна получиться вибрация.
- второй способ — механический. Лучше всего полежать. Ребенок выполняет упражнение «Пулемет», а один из его родителей или логопед с ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Вы должны получить «dr».
При этом специалист отметил, что очень часто родители ошибаются при автоматизации звука «п» при попытке поставить его дома.
«Можно поставить звук дома, но это не всегда заканчивается удачно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду, а потом вместе разработать план действий».
Если вы все же решили начать ставить своему ребенку правильную речь, то мы решили поделиться с вами еще парочкой хитростей.
Если у ребенка хороший и чистый звук «ш», с его помощью можно попробовать произнести произношение звука «р». Для этого ребенок должен четко и громко произносить звук «г» в течение нескольких минут, затем попросить его двигать языком немного глубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий звук, например удар «р». Если ребенок успешен, упражнение необходимо повторить несколько раз, затем произнесение звука необходимо довести до автоматизации и составить парные фонемы.
Другой способ — поставить «p» через «s». Здесь также важно, чтобы ребенок без труда произносил глухой звук «с». Метод можно назвать нестандартным, так как он выполняется на вдохе, при этом все наши звуки произносятся на выдохе. Да, этот метод поначалу может показаться устрашающим, но не пугайтесь. Попросите ребенка долго произносить звук «sss», после чего он должен надавить языком на бугорки за верхними зубами (альвеолами) и вдохнуть через рот. Если упражнение было выполнено правильно, вы услышите короткий и такой родной звук «р».
Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что такие упражнения могут показаться ребенку сложными, поэтому постарайтесь все представить в игровой форме, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.
Почему дети плохо рычат
Сложность воспроизведения звуков, в том числе буквы «р», их постоянным голосом. В речи ребенку сложно точно справиться с сочетанием звучных между собой, с гласными, с глухими, с шипением. Это артикуляционная проблема (невозможно произнести комбинации звуков) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.
Когда единственное «р» не может быть правильно произнесено, например рычание, вам нужно понять, почему.
Они могут скрываться как в особенностях анатомии голосового аппарата, так и в общем ритме психоречевого развития.
Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с настройкой звуков у детей дошкольного возраста, то лучше всего получить хотя бы консультацию логопеда, чтобы убедиться, что упражнения в домашних условиях эффективны.
1. Анатомические признаки
- снижение подвижности языка;
- плохое развитие мышц губ и щек;
- неправильный прикус;
- особое строение уздечки (подъязычной связки).
Анатомические проблемы решаются с помощью массажа, упражнений на суставы, растяжки уздечки или хирургического вмешательства. Целесообразность последнего следует обсудить с логопедом.
Детям обычно нравится артикуляционная гимнастика. Потому что на время такого урока родители вынуждены снять запрет на гримасы, высунутый язык и страшные лица. Полезные приколы с лицевыми мышцами помогают укрепить артикуляционную систему, сделать ее более подвижной, а это улучшит разборчивость речи в целом.
2. Особенности восприятия звуков
Если в речи дошкольника буквы изредка путаются, переставляются, исключаются из слов, можно заподозрить нарушение фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем с произношением может быть банальное подражание некоторым старшим членам семьи или товарищам.
Случай из практики. У слабовидящей девочки был абсолютный музыкальный слух. Но в то же время голосовой аппарат обладал удивительной инертностью.
Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно выровнять». Девушка попыталась повторить новое слово и вышла: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня поправить произношение, ничего не вышло. Мне пришлось сказать няне, что ей нужно изменить слово на «проще»: выравнивать, выравнивать, выравнивать. После нескольких повторений в медленном темпе девочка стала правильно произносить и читать слова по слогам: «брейк-уровень-нять», поэтому легко соединила все звуки.
3. Заболевания ЛОР
Иногда причиной является неправильное дыхание (слабое дыхание чаще встречается у девочек) или ЛОР-заболевания: аллергический ринит, ринит, тонзиллит, тонзиллит, аденоиды, полипы, парез. В любом случае необходимо подобрать уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.
4. Дизартрия
Отдельным элементом следует выделить неврологические нарушения. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама способность произносить звуки.