Песня по нотам для пианино: нотная грамота для начинающих

Содержание
  1. Ноты
  2. Длительности нот
  3. Основная информация
  4. Нотный звукоряд
  5. Понятие интервалов
  6. Октавы
  7. Что означает музыкальный размер и что такое такт
  8. Как считать длительность и такт
  9. 2 этап – лесенка на фортепиано
  10. Как читать ноты для фортепиано с листа?
  11. Как выглядит процесс чтения нот с листа?
  12. Как учили читать ноты выдающиеся педагоги XVIII века?
  13. Как научиться играть в слепую?
  14. Как запоминать отрывки нотного текста?
  15. Определенные особенности записи нот
  16. Знак восьмерки
  17. Длительность нот
  18. Ноты с точкой
  19. Динамика и музыкальные штрихи
  20. Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
  21. Как правильно писать диезы и бемоли
  22. 6 этап – развитие навыка чтения нот
  23. Счет по пульсу
  24. 4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце
  25. Дополнительные знаки в нотной записи
  26. Скрипичный и басовый ключи
  27. 5 этап – работа с «музыкальной азбукой»
  28. Паузы в музыке
  29. Нотный стан — что на нем располагается
  30. Звукоряд Октава Диапазон
  31. 1 этап – проговаривание названий нот вслух

Ноты

В переводе с латыни слово известное означает «знак» или «знак». Ноты — это не только буквы алфавита, но и графические символы. Находясь на нотоносце, нота обозначает конкретный звук и его длину. Представляя заметку вне кадра, мы можем судить только о ее длине. Продолжительность воспроизведения ноты называется длительностью, и мы поговорим об этом.

Длительности нот

Прежде чем начать, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. Это займет у вас некоторое время. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а только половину. Имеет смысл, что с половиной вы можете сделать это в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы сделаете это в 4 раза быстрее и так далее.

Теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочтите названия.

длительности нет

А вот как выглядит разделение нот.

Деление нет

Целое — самая длинная продолжительность.

Половинная длительность, звук которой вдвое короче полного. Четверть — половина половины и в четыре раза короче целого.

Восьмая — это длительность, по длине звука она в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половины и так далее.

Есть также более мелкие длительности, такие как шестнадцатая, тридцать вторая и шестьдесят четвертая. Но вы можете узнать из статьи «Примечания и длительности».

Сразу нужно сказать, что октавные и более короткие длительности можно объединять в группы и их внешний вид немного изменится.

Вот как будут выглядеть объединенные восьмые в группе.

Группировка восьми не

Основная информация

Современная нотная запись, знание которой необходимо для написания музыки и ее исполнения, базируется на основных элементах. Музыканту необходимо изучить основы музыкальной гаммы, понять интервалы и октавы.

Нотный звукоряд

Музыкальная система содержит несколько звуков. Они перечислены в порядке возрастания. Всего таких звуков 88, их основной составляющей являются ноты. Это своеобразные буквы музыки, отражающие тон и его продолжительность.

Музыкальная гамма

Современная музыкальная система состоит из семи общеизвестных звуковых обозначений. Они расположены в определенной последовательности:

  • До;
  • Re;
  • Ми;
  • F;
  • Соль;
  • Там;
  • Да.

Повторите их определенное количество раз и в итоге сформируйте шкалу из 88 звуков.

Понятие интервалов

Каждая нота представляет собой определенный шаг. Следовательно, каждая конкретная нота выше, чем предыдущая, записанная перед ней.

Чтобы правильно читать заметки, нужно помнить суть интервальной записи. Это соотношение между звуками, взятыми одновременно и последовательно. Есть два типа интервалов:

  • Гармонический (с одновременным звучанием);
  • Мелодичный (с когерентным звуком).

Диапазон состоит из верха и низа. Между ними есть расстояние, которое в музыкальной грамотности измеряется количеством тонов или шагов. Диапазоны обычно обозначаются арабскими цифрами. И названия их образованы от латинских чисел.

Основные характеристики ассортимента:

  1. До — указывает расстояние между одной и той же нотой. Как правило, это минимальное или нулевое значение, поэтому сначала формальный интервал.
  2. Одна секунда — это расстояние, измеренное в два шага.
  3. Одна треть — это расстояние, измеренное в три шага.
  4. Четвертый — это расстояние, измеренное в четыре шага.
  5. Пятое — расстояние, измеренное в пять шагов.
  6. Шестое — расстояние, измеряемое шестью шагами.
  7. Септима — это расстояние, измеряемое семью шагами.
  8. Октава — это расстояние, измеряемое восемью шагами.

Октавы

В зависимости от пределов возможностей голос или инструмент могут звучать очень низко или высоко. Расстояние между этими значениями называется диапазоном. В музыке интервал измеряется в октавах. Он выбран в качестве меры такта, потому что он охватывает всю гамму из семи нот. В музыке девять октав.

Суть нюансов, связанных с октавами, удобнее понять на примере фортепиано. Его клавиатура содержит две неполные и 7 полных октав.

Октавы на примере клавиш фортепиано
Октавы на примере клавиш фортепиано.

Их принято считать в музыке с ноты До. Поэтому первое, чему учат в любой музыкальной школе, — это находить именно эту ноту на фортепиано. Для этого вам нужно найти группу из двух черных клавиш. Примечание C будет слева.

Клавиши справа звучат выше, клавиши слева — ниже.

Эти правила позволяют при необходимости ударить нужную ноту. Если вам нужно нажать только ноту C, вы можете нажать любую клавишу, представляющую эту ноту. Однако, если вам нужно нажать ноту C в определенной октаве, игрок коснется определенной клавиши.

Что означает музыкальный размер и что такое такт

У каждого музыкального произведения есть измерение. Но что это? Чтобы понять это, нам нужно познакомиться с концепцией пульсации, ритма и метра.

Вы, наверное, были на концертах, где публика начала аплодировать артисту во время его выступления. Поначалу аплодисменты могут показаться неуместными, но через несколько секунд они все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульс, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Единообразие, характеризующее музыкальное движение, — ПУЛЬСАЦИЯ.

Импульс имеет свою единицу измерения и называется SHARE. Доли равны, но не равны по силе. Есть сильные и слабые стороны. Первая доля всегда сильная, на изображении она показана красным. Слабые доли показаны синим цветом.

Сильные и слабые доли

Последовательность сильных и слабых ударов создает METRO пьесы. В этом примере мы видим три акции, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одного сильного удара до следующего сильного называется ТАКТ. На письме полосы разделяются штриховыми линиями.

5 Доли и такты

Теперь мы знаем, что такое метр, бит, мера, и можем говорить о размерах.

Размер продукта выглядит как математическая дробь, но без разделительной линии. Вот некоторые примеры:

Музыкальные размеры

Число вверху указывает, сколько долей содержится в такте.

Нижнее число указывает длину каждого такта.

Число вверху указывает, сколько должно быть подсчитано в каждом такте (2, 4, 3, 6 и т.д.).

Число ниже указывает, как долго вам нужно бить пульс (четверти, восьмые и т.д.).

Несмотря на то, что удары однородны, такты могут быть заполнены нотами разной длины. Итак, в какой-то мере вы можете комбинировать восьмые, шестнадцатые, четвертные и другие длительности.

Калибровка может быть простой и сложной, но вы можете узнать больше об этом в статье «Размер».

Как считать длительность и такт

Чтобы «запечатлеть» процесс подсчета длины нот, лучше всего представить механические часы. В них секундная стрелка делит минуту на определенные сегменты поровну. Такие отрезки можно сравнить с сердцебиением. Измерение обычно производится путем проверки пульса.

Музыка также имеет собственный пульс, который измеряется количеством ударов в минуту. Чтобы измерить, вам просто нужно знать соотношение этих длительностей.

ВАЖНЫЙ! Чтобы научиться играть ритмично, музыкант должен придерживаться единообразного ощущения пульса. Ровный пульс — основа ритма в музыке.

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь вам нужно вернуться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Выполнение гаммы должно выполняться на фортепиано с настоящими звуками. В то же время положение нот на клавиатуре фортепиано запоминается по ходу игры.

Что это за позиция? У пианино есть чёрная и белая клавиши. Все белые выстраиваются в порядок без каких-либо особенностей. Но черные идут небольшими группами — то два лада, то три, то два, то снова три и так далее. Вы должны перемещаться по клавиатуре пианино с помощью черных клавиш — где есть две черные клавиши, слева от них, внизу «под горой» нота C.

Таким образом, вы можете попросить ребенка (и взрослого — спросите себя) найти все ноты C на клавиатуре, и важно не путать их с клавишами F, которые будут находиться в начале групп из трех черные Ключи. Затем, начиная с ноты A, вы можете построить ряд из всех остальных звуков и воспроизвести этот ряд вверх и вниз. Подробнее об аранжировке нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.

аранжировка нот на клавиатуре фортепиано

Как читать ноты для фортепиано с листа?

Часто широко распространены утверждения о том, что чтение нот требует особых навыков, и поэтому учить его неблагодарно. Или что вам нужно играть больше нот.

С точки зрения психологии развитые визуальные игровые навыки представляют собой сложную систему взаимосвязи между зрением, слухом и моторикой. Чтение партитур для фортепиано с листа осуществляется при участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Талант тоже нельзя воспринимать как должное.

Конечно, желательно научиться читать ноты в юном возрасте — чем раньше, тем лучше. Ведь и новичок, и взрослый, уже состоявшийся музыкант, добьются здесь значительных результатов только при большом упорстве и максимальных усилиях.

что вам нужно, чтобы прочитать партитуры

Как выглядит процесс чтения нот с листа?

Опытный пианист, который одновременно и без остановки готовится сыграть неизвестное произведение, чтобы передать характер, настроение музыки, действует следующим образом:

  1. Взглянув на небольшой фрагмент музыкального текста, быстро и ненадолго запомнив его, он начинает играть, не глядя на клавиатуру, потому что в этот момент его глаза уже заняты следующим отрывком.
  2. Быстро запоминая новое музыкальное произведение и передавая полученную информацию для воплощения в звуки в руки, играющие первую пьесу, переводите взгляд на третью пьесу и т.д.

Отсюда следует, что для быстрого чтения с листа исполнитель должен:

  1. уверенно, не чувствуя потребности в постоянной визуальной поддержке, перемещаться руками и пальцами по клавиатуре пианино;
  2. крепко, хоть и ненадолго, но с первого взгляда — уверенно запоминать небольшие фрагменты музыкального текста;
  3. уметь быстро, почти автоматически, найти удобную аппликатуру для исполнения музыкального произведения любой сложности.

Оказывается, чем раньше научишься читать ноты, тем лучше!

Как учили читать ноты выдающиеся педагоги XVIII века?

Выдающиеся мастера восемнадцатого века (Ф. Куперен, Ф. Марпург, Ф.-Э. Бах, Д. Трак) предложили некоторые приемы, которые помогали обеспечить, чтобы, пока глаза были сосредоточены на чтении музыки, руки свободно исполняли оперу.

Один из таких приемов — разучивание и исполнение песен на клавиатуре, скрытой от глаз исполнителя с помощью специальной полоски или ткани;

Другой играет изученные пьесы с закрытыми глазами или в темноте.

Эти техники сегодня используют некоторые современные учителя, поэтому в первой главе «школы чтения с листа» доцент Мюнхенской консерватории В. Кейлман пишет, что для того, чтобы овладеть техникой чтения с листа, необходимо сначала различают функции глаз и рук. Возможно, им следовало бы быть более независимыми друг от друга; взгляд должен быть направлен только на музыкальный текст, а пальцы — вслепую управлять клавишами. Тогда глазам не придется нести двойную нагрузку — чтение заметок и поиск ключей. Поэтому самое важное условие для чтения нот — игра вслепую.

играть на пианино вслепую

Как научиться играть в слепую?

  1. Вы должны вспомнить и мысленно представить, как появляются две группы клавиш, образующие октаву
  2. Не глядя на руки, найдите белые клавиши в разных октавах, окружающие группу черных, тогда черные клавиши окажутся между ними; пальцы беззвучно касаются черных клавиш, которые служат надежным ориентиром благодаря тому, что они сгруппированы по два и по три.

В дальнейшем несколько интервалов и аккордов обрабатываются «вслепую.

В практике руководства учителями, помимо перечисленных выше упражнений начального этапа обучения, используются и другие формы обучения. Например, сыграйте выученную гамму свободной октавы, затем исполняйте ее разными движениями, не глядя на руки, при этом ваши глаза закрыты или подняты, и все внимание сосредоточено на звуке и артикуляции. На этом этапе желательно сыграть удобные для аппликатуры гаммы с черными клавишами / H, E, A, D — dur, c, dis-moll/.

Другой пример: с каждой рукой по отдельности короткие пьесы, гармонические интервалы или аккорды, которые кажутся резонирующими друг с другом в разных октавах.

Как запоминать отрывки нотного текста?

Подготовительное задание, которое способствует развитию второго навыка, — прочно запомнить небольшие отрывки музыкального текста, начиная с группы нот, небольшого мотива, а затем небольшого фрагмента пьесы.

Внимательно рассмотрев и решив задачу, ее нужно выполнять, не просматривая заметки. Возможность быстрого и почти автоматического выбора наилучшей аппликатуры в данной игровой ситуации определяет скорость и точность реакции руха на музыкальный образ.

Ведь известно, что аппликатура, приобретая разные варианты у разных художников, по-прежнему строится по определенным схемам. Плохое чтение с листа часто возникает из-за того, что пианист не может понять, как вставить пальцы в текст, и играет с тем, кто это сделал первым.

Определенные особенности записи нот

Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а восьмерку.

Знак восьмерки

В случае специальной позиции восьмерки над обычным нотным станом все ноты, расположенные ниже пунктирной линии, должны воспроизводиться на октаву выше. Если цифра восемь ниже нотоносца, ноты воспроизводятся на октаву ниже.

восемь
Пунктирная линия и сама восьмерка должны располагаться выше или ниже посоха.

Длительность нот

Ноты способны отражать не только высоту звука, но и ее продолжительность — длину во времени. Самая длинная нота называется «целой». Остальные типы расширения возникают путем деления целого.

продолжительность

Типы продолжительности нот:

  • Общий. Он обозначен как прозрачный овал. Например, его длина составляет 4 секунды.
  • Половина. Он обозначен как спокойный прозрачный овал. Эта нота будет звучать в течение 2 секунд.
  • Четверть. Он обозначен как овал, полный спокойствия. Звучит в четыре раза короче полного — 1 секунда.
  • Восьмой. Обозначается он так же, как и четвертый, только штиль в конце имеет специальный флаг в виде хвоста. Это длится всего полсекунды.
  • Шестнадцатый. Есть два флажка. Чтобы заполнить время целым, таких нот потребуется шестнадцать.
  • Тридцать секунд. В нем есть три флажка. Тридцать две из этих нот необходимы, чтобы заполнить темп целой ноты.
  • Шестьдесят четвертый. В нем четыре флажка. Шестьдесят четыре из этих нот составляют единое целое.

Ноты можно группировать вместе, образуя границу (похожую на букву P). Количество границ формируется исходя из количества флажков совмещенных купюр.

Ноты с точкой

Использование точки рядом с примечанием необходимо для обозначения увеличения или уменьшения продолжительности звука.

точка примечания

Если точка находится справа от ноты, продолжительность звука также должна быть увеличена вдвое по сравнению с обычной продолжительностью. Вы также можете увеличить перерывы.

Динамика и музыкальные штрихи

Как и в человеческом языке, чтобы создавать музыку эмоционально, необходимо увеличивать или уменьшать силу звука. Это достигается за счет использования специальных динамичных оттенков.

динамичный

Еще один способ придать музыкальной композиции определенные нюансы — это метод создания звука, называемый ударом. Он индивидуален для каждого музыкального инструмента. Итак, чтобы добавить красок игре на пианино, обращает на себя внимание особый способ касания клавиш. Игра на скрипке — от прикосновения смычка. Такие приемы называют «прикосновением».

В музыкальной грамматике используются два основных типа черт:

  • Связанный. Это обозначено как дуга, нарисованная под нотами. Извлекаемый звук должен быть плавным и плавным;
  • Отдельно. Это обозначается точками, расположенными над каждой нотой. Производимый звук должен быть точным, мягким и прерывистым.

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Ноты пестрят разными знаками, некоторые напоминают иероглифы, о них и поговорим.

Изменение музыки — это изменение основных ступеней звукоряда. Эти отрывки представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ла, Си). Вы можете изменить звук на один шаг вверх или вниз. Для обозначения этих изменений были придуманы специальные знаки:

Sharp — Повышает звучание ноты на полтона.

Diez

Flat — понижает звучание ноты на полтона.

Бемоль

Полутон — это расстояние от клавиши до ближайшей соседней клавиши.

полтона на клавиатуре

На изображении ниже вы можете увидеть положение диезов на клавиатуре фортепиано.

Diezy на клавиатуре

Обратите внимание, что для E-диеза используется клавиша F. Это связано с тем, что расстояние между клавишами E и F составляет всего полтона. Как я уже сказал, диез поднимает ноту на полшага, поэтому оказывается, что ми-диез — это F. То же самое произойдет с си-диез, фа-бемоль и до-бемоль.

А на этой картинке показано расположение квартир:

Бемоли на клавиатуре

Вы замечали, что острые предметы и балетки занимают одни и те же клавиши? Так D-диез это ми-бемоль? Отчасти вы правы: звук у этих клавиш точно такой же, но их нужно будет записать на бумаге по правилам, которые диктуют ключ. Подробнее о ключах читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы сначала произносим название заметки, а затем название знака ДТП, при записи все делается в обратном порядке. Сначала знак, потом записка. Смотреть:

Sol diez i do diez
G Flat Я делаю Flat

Бекар занимает важное место среди примет выветривания.

Бекар — знак, отменяющий действие как бета, так и диеза. Если вы видите такую ​​отметку перед запиской, это означает, что вам нужно сыграть обычной белой клавишей. То есть записка без изменений. Бекар выглядит так:

bekar

Также есть двойной диез:

dubl Diez

и двухквартирные:

Двойная квартира

Первый выглядит как крест и поднимает ступеньку на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как две квартиры подряд и понижает высоту звука на два полутона. Обычно, если нота написана двойными диезными нотами F, мы будем играть ноту G на инструменте.

Это может показаться странным, к чему такие трудности, если можно было написать только одну ноту G? Оказывается, у музыки много общего с математикой, а также есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них появились такие знаки, как дабл-диез и дабл-флет. Если вам интересно узнать больше о признаках переделки, добро пожаловать в статью «Признаки переделки».

Тем, кто любит смотреть, а не читать, могу порекомендовать YouTube-канал Ирины Машковской, преподавателя с многолетним опытом. Его уроки не будут утомлять вас, а информация понятна даже детям!

6 этап – развитие навыка чтения нот

Практика чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты должна практиковаться регулярно. Приемы работы здесь могут быть разными: обычное чтение музыкального текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотной тетрадке, подписание всех нот в мелодии, уже перенесенных в тетрадь.

Примеры чтения можно найти в любом учебнике сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) имеют небольшой объем (1-2 строки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не устает во время урока и может выполнять работу. Во-вторых, очень мало времени занимает работа над одной-двумя задачами, что дает возможность обращаться к этому виду бизнеса два-три раза в день.

Примеры для чтения заметок

примеры для чтения заметок

примеры для чтения заметок

Счет по пульсу

Импульсы — это определенные сигналы, которые отражают течение ритма музыки, временную разницу между тишиной и нотами, составляющими музыкальное произведение.

Чтобы посчитать пульс, достаточно взять за основу интервал между ударами. Разделение этого интервала на доли будет производиться в зависимости от того, какой ритм музыки — быстрый или медленный.

Зная интервал, вы можете рассчитать, будет ли пульс в музыкальном произведении быть быстрее или медленнее в определенном отрезке, чем в предыдущем.

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе изучения музыкальной грамоты с ребенком можно ввести скрипичный ключ. Сначала можно просто нарисовать скрипичный ключ. Попутно необходимо объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называется KEY SALE, поскольку он связан со второй строкой, то есть с той же строкой, где записана нота SAL первой октавы.

два способа нарисовать скрипичный ключ

Есть два способа нарисовать скрипичный ключ:

  1. начать со второй линейки и закончить накидом;
  2. начинается снизу крючком и заканчивается второй линейкой.

Оба эти метода можно показать ребенку, попробовать нарисовать на бумаге и в воздухе, потом оставьте один, наиболее удобный способ.

Следующим шагом будет изучение нот на древке, начиная с ноты G, которая написана на второй линейке. А затем снова обратиться к музыкальной гамме и узнать, какие ноты примыкают к ПРОДАЖЕ, какие выше и ниже. Одни и те же ноты (F и A) будут соседями для G и на нотоносце.

нота G написана на второй линейке

Дальнейшее изучение заметок можно построить по следующему сценарию:

  • Назовите и запишите пять нот, с которыми мы столкнемся, если поднимемся по музыкальной шкале от СОЛИ (это СОЛЬ, А, СИ, ДО, РЕ). До и ПЭ в этом случае уже известны второй октавы, возможность перехода в следующую октаву необходимо объяснить ребенку.
  • Назовите и запишите пять нот, которые встретятся, если вы спуститесь по музыкальной шкале от СОЛИ (СОЛЬ, FA, E, D, C). Здесь следует обратить внимание ребенка на записку С, которой не хватило места на древке, поэтому она написана на дополнительной линейке. Ребенок должен запомнить ноту С как необычную ноту, а затем сразу же распознать ее.

расположение нот в скрипичном ключе отсчитывается от Sol

  • Назовите и напишите ноты первой октавы, которые написаны на линейках (C, E, G и B). «Делай, ми, соль, да — сидят на линейках» — есть такая песня, которая считает песни.
  • Назовите и напишите ноты первой октавы, которые написаны между линейками (D, F, A, C).

do mi sol и писали о правителях, а ref и do - между правителями

Точно так же постепенно (только не в один день и не все сразу) вы можете овладеть нотами второй октавы. Не стоит слишком торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой, чтобы интерес не пропал.

Дополнительные знаки в нотной записи

Помимо нот и ключей, в музыкальной грамоте используются дополнительные знаки, которые тоже важно знать. Одной из распространенных разновидностей являются аббревиатуры:

  • Реприза (повторение определенной части музыкального произведения); восстановление
  • Вольта (повторение отрезка другим концом); предварительный просмотр СМИ
  • Повторите измерение (обозначено в виде косых палочек); Бит повторение
  • Увеличение или уменьшение октавы, которое отображается уже знакомой восьмеркой.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью посоха мы действительно можем увидеть, какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

высота нон на стане

Но что делать, если на посохе есть записка? Как определить его высоту? Чтобы понять эту проблему, мы должны ввести такое понятие как ключ.

Скрипичный и басовый ключи

Ключ — это знак, который указывает положение определенной ноты на нотоносце. Давайте рассмотрим подробнее.

Теперь записи на нотоносце расположены так:

звукоряд

Видите ли, низкие ноты в скрипичном ключе написаны на дополнительных линейках, как и высокие ноты в басу. Представьте, какой была бы нотная запись, если бы в ней был только один ключ. На пианино 88 клавиш, и каждая из них должна как-то отображаться на нотоносце. Строк в данном случае всего 5. Следует использовать много дополнительных строк, что неудобно для визуального восприятия и чтения заметок.

звукоряд

Поэтому теоретик музыки Гвидо д’Ареццо в XI веке ввел особые знаки: ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой для посоха — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как известно, у нот есть слоговые названия (До, Ре, Ми…), но они также могут обозначаться буквами латинского алфавита.

буквенные обозначенияз не

Нота G обозначается буквой G. Именно эта буква стала прообразом скрипичного ключа.

эволюция скрипичного ключа

Как видите, основной завиток оборачивается вокруг второй линейки посоха. Таким образом, ключ сообщает нам: на второй линейке есть нота G. Зная это, мы можем легко пересчитать остальные ноты.

Он взял себе имя «Скрипач», потому что оно охватывает диапазон, в котором он играет на скрипке. Так выглядит расположение нот в скрипичном ключе в первой октаве.

Расположение не на стане в скрипичном ключе

Басовый ключ цепляется за четвертую линейку штата своим завитком. Две точки также обрамляют его с обеих сторон. Как и скрипичный ключ, басовый ключ является точкой отсчета, в данном случае нота F. Зная это, мы можем легко вычислить положение оставшихся нот. В минорной октаве они будут в следующих положениях:

Расположение не на стане против Басового ключа

Басовый ключ также можно назвать Fa Key».

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что такое детская книга Азбуки? Изображение букв и предметов, названия которых начинаются с этих букв. Если освоение нотной грамоты затруднено (например, если ребенок по возрасту еще ребенок), то есть смысл на время отвлечься и разбавить серьезность уроков красивыми наглядными материалами.

Вы можете составить музыкальную азбуку вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный лист альбома: на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотоносце рядом со скрипичным ключом, затем дополнить эту основу чем-то интересным: стихами, словами, которые начинаются с названиями заметок, рисунков. При необходимости музыкальный алфавит можно использовать на начальных этапах обучения.

Пример карты музыкального алфавита:

пример музыкальной алфавитной карты

Паузы в музыке

Паузу в музыке обычно называют минутой тишины. Как и ноты, паузы различаются по длине. Названия остатков соответствуют названиям длительностей нот, но графическое представление иное. Ниже приведены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Длительности пауз

Мы договорились, что пауза — это тишина. Однако, когда вы играете на пианино и останавливаете только одну руку, тишины не слышно. А если вы хотите узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4.33». По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Публика прислушивается к звукам окружающей среды и затем входит в гармонию с ней. Вы можете найти работу этого автора в Интернете.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них — частота, но в музыке частота звука называется высотой тона. Но как эта же высота изображена на бумаге?

На этот вопрос в начале XI века ответил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Guido d’Arezzo). Именно он предложил изображать звуки разной высоты на параллельных линиях, расположенных друг под другом. Эта система называется пентаграммой.

Нотный стан

Обратите внимание, что линейки считаются восходящими.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, нот всего семь. Они находятся один за другим в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ла, Си. Эта последовательность называется гаммой. Детей в школе учат: если звуки в ряд, то это лестница.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты C снова идет C и т.д. Расстояние между одной нотой C и следующей C называется октавой (от латинского «восьмерка»).

И действительно, если посчитать: До — 1-й, Ре — 2-й, Ми — 3-й… С — 7-й, а следующий До — 8-й. И она первая в следующей октаве.

звукоряд

Исторически в музыке чаще всего используются девять октав.

У каждого музыкального инструмента, как и у голоса, есть определенный предел. Это самая низкая и самая высокая нота, которую он может сыграть. Следовательно, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем регистре называется интервалом. У каждого инструмента и у каждого человеческого голоса свои. Интервал обычно измеряется числом октав. Например, на фортепиано семь полных и два неполных. Следовательно, если вы нажмете клавиши поочередно снизу вверх, гамма (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) будет полностью повторена семь раз.

Октавы на клавишных фортепиано

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, типов звуков в гамме много, но основных 7: это DO RE FA MI SALT LA SI. Вы ведь давно знаете эти имена? Эти 7 звуков повторяются постоянно, только на новой высоте. И каждое из этих повторений называется октавой.

музыкальная гамма похожа на многоэтажное здание, где каждый этаж - октава

Звуковая шкала, разделенная на октавы, в которой постоянно повторяются 7 звуков, по своей структуре напоминает многоэтажное здание. Каждая новая октава — это новое фортепиано, а семь основных звуков — это музыкальная гамма от одного фортепиано к другому.

Рекомендуемые! Если вы работаете с ребенком, возьмите альбом для вырезок — обычный альбом для рисования или даже просто папку для рисунков.

Убедитесь, что вы выполняете этот тип упражнений. Нарисуйте на листе бумаги многоэтажное здание с семью ступенями внутри. А теперь включите фантазию и придумайте для ребенка рассказ, например, о пионере Васе, который решил помочь котенку, поднявшемуся на чердак. Ваша цель — несколько раз подряд подниматься и спускаться по музыкальной лестнице.

Дело в том, что строчка «до-ре-ми-фа-соль-ла-си», как правило, легко произносится всеми детьми, но в обратном направлении «си-ла-соль-фа-ми-ре». — делаю »- очень мало. Это упражнение легко решит эту проблему, но решить ее очень важно!

С той же целью можно использовать знаменитые «рифмы для счета»:

До, ре, ми, фа, соль, ла, си –
Кот взял такси!
Да, ла, соль, фа, ми, ре, делай –
Кот попал в метро!

Оцените статью
Легко научу...